В Смоленске не ждут потрясений из-за проблем "Смоленского банка"

В субботу и воскресенье офисы "Смоленского банка", вопреки обыкновению, закрыты, но пресс-служба кредитного учреждения обещает, что в понедельник работа возобновится в обычном режиме.

После прозвучавшего вечером в пятницу объявления о сбое в операционной системе "Смоленского банка", побудившего временно приостановить операции, Национальное рейтинговое агентство отозвало его рейтинг кредитоспособности, в связи с невозможностью кредитной организации своевременно и полностью исполнять свои обязательства перед клиентами. Чуть позже агентство "Эксперт РА" понизило рейтинг "Смоленского банка" с "А" до "С++" ("низкий уровень кредитоспособности"). Прогноз - "развивающийся" (в краткосрочной перспективе равновероятны изменение или сохранение рейтинга на текущем уровне). По словам экспертов, рейтинг банка снижен в связи с приостановкой обслуживания счетов клиентов, не позволяющей своевременно исполнять обязательства. Кредитная организация демонстрирует крайне слабые показатели ликвидности, отмечают аналитики, а возможности привлечения дополнительной ликвидности ограничены.

"Черный ноябрь"

Клиенты "Смоленского банка" столкнулись с серьезными неудобствами 20 ноября, когда перестали работать его банкоматы. В четверг их жизнедеятельность вроде бы возобновилась, но лишь насколько хватило денег. В пятницу в дополнительных офисах кредитного учреждения, без преувеличения, царила паника. Снять собственные вклады было невозможно, предприниматели, перечислившие деньги партнерам, гадали, дойдет ли платеж по назначению, а на интернет-форумах множились всевозможные пугающие слухи. Это не праздный интерес: на протяжении нескольких последних лет это кредитное учреждение играло настолько важную роль в общественно-политической жизни региона, что его финансовые проблемы не могли не привлечь к себе всеобщего внимания.

- Не думаю, что проблемы "Смоленского банка" отразятся на экономике региона, - заявил в субботу председатель комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям Сергей Маслаков. - Еще два года назад, когда я работал в администрации Смоленска, счета муниципальных предприятий и учреждений находились, в основном, в "Смоленском банке", и зарплата перечислялась на его карты. Насколько мне известно, в последнее время глава администрации города предпринял определенные меры для того, чтобы перевести счета в другие банки, а если какие-то там и остались, не думаю, что на них "зависли" существенные суммы. Если бы не это, ситуация в Смоленске - в первую очередь, в сфере ЖКХ, где важна своевременная оплата счетов, выставляемых друг другу большим числом участников рынка - сейчас могла бы оказаться, вероятно, гораздо хуже. Тем не менее, тревогу происходящее, конечно, вызывает. У многих горожан в "Смоленском банке" счета, вклады, карты, сейчас они не могут получить свои деньги, в офисах банка очереди. Не думаю, что если ситуация продолжит развиваться в том же русле, возникнет какой-то кризис, но пострадавшие из числа физических и юридических лиц, конечно, могут появиться.

Юбилейный проект

Пять лет назад не каждый горожанин мог с уверенность указать дорогу в офис "Смоленского банка". Это был обычный региональный банк, действующий в тех узких сферах, которые неинтересны банкам-гигантам с государственным участием. В августе 2008 года стало известно, что 1150-летию Смоленска в сентябре 2013 года будет придано общенациональное значение, и регион получит из федерального бюджета средства на подготовку к своему славному юбилею. Сколько выделят денег, на тот момент было неизвестно, но чиновники сразу задумались, кто именно и как будет их тратить.

Пять предшествующих этому лет, пока соседние регионы заманивали на свою территорию иностранных инвесторов и строили крупные предприятия, Смоленская область пребывала в спячке. Функции администрации региона в тот период свелись к выплате зарплаты бюджетникам, доходы казны точно соответствовали расходам, новые объекты не строились, в федеральных программах Смоленщина практически не участвовала, а невозможность решать какие-то больные проблемы всегда объяснялась отсутствием средств. Конечно, строительные, дорожно-строительные организации в таких условиях либо деградировали, либо нашли подряды в других регионах, и когда стало ясно, что на Смоленск в связи с юбилеем могут обрушиться существенные средства, немедленно возник вопрос: "Кто будет их осваивать?".

Всё - в дом!

Губернатор Сергей Антуфьев, возглавивший регион в самом конце 2007 года, трезво оценивал складывающуюся в промышленности ситуацию, а потому сразу заговорил о необходимости привлечения белорусских подрядчиков. Уже начались переговоры, но в среде смоленской элиты неожиданно возобладала другая точка зрения: деньги нужно оставить в регионе, то есть освоить их самостоятельно, собственными силами. Сторонники подхода "Всё - в дом!" понимали, что обойти требования федерального закона о госзакупках невозможно, что за расходованием средств, выделенных из федерального бюджета, будет строжайший надзор. Именно поэтому они бросили огромные материальные и человеческие ресурсы на выборы главы Смоленска, состоявшиеся в марте 2009 года - в мэрии им был нужен "свой" человек. Кандидат, впрочем, оказался подобран неудачно: депутат Смоленской областной Думы, предприниматель Валерий Разуваев с треском проиграл выборы, несмотря даже на то, что трое самых сильных соперников были сняты с предвыборной гонки под самыми причудливыми предлогами. В результате мэром Смоленска стал другой депутат облдумы - 35-летний Эдуард Качановский.

Личность кресло не меняет?

Но… это ничего не изменило. Уже летом 2009 года Качановский выразил неудовлетворение качеством банковского обслуживания администрации Смоленска, городских предприятий и учреждений, и объявил о переходе всего муниципалитета на обслуживание в "Смоленский банк". С этого момента началось неистовое расширение сети этого кредитного учреждения: по сегодняшней информации, у "Смоленского банка" 16 операционных и дополнительных офисов в Москве, три - в Подмосковье, 19 - в Смоленске, шесть - в Смоленской области, один - в Переславле-Залесском. Трудно сказать, насколько в действительности улучшилось качество банковского обслуживания мэрии и муниципальных предприятий, но вот задолженность ряда МУПов перед ресурсоснабжающими организациями начала нарастать, как снежный ком.

Именно "Смоленский банк" стал основой многопрофильной финансово-промышленной группы (ФПГ - так в Смоленске это явление и называют), быстро созданные предприятия которого с 2009 года начали постепенно подменять собой МУПы и пачками выигрывать открытые аукционы на право заключения муниципальных контрактов. ФПГ активно участвовала в выборах депутатов Смоленского горсовета, и ее протеже сформировали в представительном органе большинство, способное принять любое решение. Словом, когда выяснилось, что на подготовку к 1150-летию Смоленска будет направлено около 16 миллиардов рублей, причем девять миллиардов выделят из федерального бюджета, в городе уже было все готово, чтобы не пустить к этой кормушке никого из посторонних.

Губернатор Сергей Антуфьев оказался бессилен перед обширными связями финансово-промышленной группы, которая не только приватизировала власть в Смоленске, не только завела себе множество помощников среди государственных чиновников, силовиков и депутатов, но и обладала мощной поддержкой в Москве.

За скандалом скандал

Подготовка к юбилею Смоленска оказалась невероятно скандальной: в феврале 2010 года был арестован Эдуард Качановский (выдвинутые в его адрес обвинения в вымогательстве крупной взятки отношения к 1150-летию города, правда, не имели) и его заместитель Валерий Осипов. В сентябре 2011 года та же судьба постигла его "сменщика" - главу администрации Смоленска Константина Лазарева, его заместителя, начальника городского управления ЖКХ Николая Петроченко и директора муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр ЖКХ" Виталия Ерофеева. Как минимум три подрядчика, заключившие многомиллионные муниципальные контракты на реконструкцию улиц, строительство набережной и других объектов, оказались, мягко говоря, недобросовестными, а сам план подготовки к 1150-летию Смоленска к сентябрю 2013 года, когда праздник отмечался, оказался выполнен едва наполовину. Возбуждено три уголовных дела, связанных с хищениями бюджетных средств при исполнении "юбилейных" контрактов.

Недолго музыка играла

Впрочем, к торжествам финансово-промышленной группы уже фактически не существовало, причем ее разрушение шло как снаружи, так изнутри. В Смоленской области поменялся главный федеральный инспектор, губернатор, областной прокурор,спикер законодательного органа, наладить отношения с новыми руководителями не удалось - председатель совета директоров "Смоленского банка" Павел Шитов даже в ЛДПР вступил, чтобы состоять в одной партии с главой региона Алексеем Островским, но и это не помогло.

Депутат горсовета Николай Алашеев, занявший пост главы администрации Смоленска в декабре 2011 года, внезапно пересмотрел свои отношения с ФПГ, а вскоре после этого холдинг полностью лишился и поддержки представительного органа. Нынешним летом и сама финансово-промышленная группа официально разделилась на две части, и бывшие партнеры дали понять, что надеются больше не иметь друг с другом ничего общего.

- Нехорошие сигналы поступали давно - например, на каком-то этапе из "Смоленского банка" изъяли средства областного фонда поддержки предпринимательства, - рассказал в субботу руководитель одного из смоленских кредитных учреждений, пожелавший остаться неназванным. - Это фактически бюджетные средства, и если такое происходит, значит, обнаружены какие-то нарушения. Просроченная задолженность в кредитном портфеле в сентябре 2013 года - почти миллиард, и это в два раза больше, чем в сентябре 2012 года. Эти данные в открытом доступе, с ними любой может познакомиться...

В сентябре 2012 года "Смоленский банк" оказался в центре "квартирного" скандала: его сотрудники под видом договора получения кредита под залог квартиры якобы давали гражданам на подпись договор купли-продажи недвижимости. Месяц назад полиция снова пришла с обыском в московский филиал банка, изъяла документы, задержала одного из сотрудников. Две недели спустя за вымогательство был задержан более высокопоставленный сотрудник московского филиала, который, по заявлению полиции, брал с клиентов мзду за "разморозку" искусственно заблокированных счетов.